Охрана труда

28 апреля - всемирный день охраны труда

Информационные материалы к Всемирному дню охраны труда

 

Международная организация труда (МОТ) отмечает 28 апреля Всемирный день охраны труда в целях содействия предотвращению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на рабочих местах во всем мире. Эта информационно-разъяснительная компания призвана привлечь внимание общественности к проблемам в области охраны труда и к росту числа травм, заболеваний и смертельных случаев, связанных с трудовой деятельностью. Во всех регионах мира правительства, профсоюзные организации, организации работодателей и специалисты-практики в области охраны труда организуют мероприятия к Всемирному дню охраны труда.

Ежегодно МОТ отмечает Всемирный день охраны труда, уделяя особое внимание  какой-либо актуальной теме, связанной с безопасностью и гигиеной труда.

В этом году центральной темой станет влияние изменения климата на безопасность и гигиену труда.

Последнее десятилетие (2014−2023 годы), со средней температурой              +8,10С, оказалось теплее любого периода из предыдущих десятилетий. А средняя температура воздуха последних пяти лет (2019−2023 годы) составила +8,30С, что выше климатической нормы на 1,10С. Особенно выделяются 2019, 2020 и 2023 годы, ставшие самыми теплыми за всю историю метеонаблюдений (+ 8,80С, + 9,10С и + 8,70С соответственно).

Говоря о климатических особенностях прошлого года, то средняя температура воздуха за 2023 год составила +8,70С – это выше климатической нормы на 1,50С. В летний период температура воздуха доходила до +300С и выше.

Такие температурные аномалии требуют определенных действий от нанимателей в целях предотвращения несчастных случаев и ухудшения состояния здоровья работников, особенно выполняющих работы на открытом воздухе или в помещениях, не оборудованных системами вентиляции (кондиционирования). Работа в строительстве, сферах жилищно-коммунального хозяйства и др. в теплый и холодный периоды времени года выполняется на открытом воздухе, что вызывает для работающих потенциальный риск заболеваний и серьезных травм от пониженных или повышенных температур.

В соответствии со статьей 29 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» работникам, выполняющим работы на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях в холодный период года, а также отдельные виды работ, наряду с перерывом для отдыха и питания предоставляются дополнительные специальные перерывы в течение рабочего дня, включаемые в рабочее время (перерывы для обогревания, отдыха на погрузочно-разгрузочных и других работах). Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов определяются правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором.

Для указанных работников наниматель обязан устанавливать режим работы, исключающий причинение вреда их жизни и здоровью при сильной жаре и сильном морозе.

В Правилах по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 июля 2021 г. № 53, дано определение, что понимается под сильной жарой и сильным морозом:

сильная жара – максимальная температура воздуха от +300С  и выше;

сильный мороз – минимальная температура воздуха от –250С и ниже.

Гигиеническим нормативом «Микроклиматические показатели безопасности и безвредности на рабочих местах», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января   2021 г. № 37, установлены оптимальные и допустимые значения показателей безопасности и безвредности микроклимата на рабочих местах в производственных помещениях, транспортных средствах и общественных зданиях, в том числе в офисных помещениях и организациях здравоохранения.

Среднесменная температура воздуха, при которой работник находится в течение смены на рабочем месте и местах отдыха, не должна выходить за пределы допустимых значений температуры воздуха. В случае невозможности при аномальных температурах окружающего воздуха обеспечить допустимые значения показателей микроклимата должны приниматься дополнительные технические (установка дополнительных вентиляторов, обогревателей) или организационные меры (перерывы для охлаждения, обогрева).

  При работе на открытом воздухе в соответствии с Санитарными нормами и правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда работающих, содержанию и эксплуатации производственных объектов», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19 июля 2023 г.              № 114, для работающих должны быть предусмотрены мероприятия, включающие организацию режимов труда и отдыха, создание помещений для отдыха, обогрева и охлаждения.

В коллективных договорах организаций могут предусматриваться положения о смещении времени начала работ, увеличении количества регламентированных перерывов, устройстве укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе, обеспечение работников бутилированной водой и другие.

В Республике Беларусь случаев получения работниками травм в связи с температурными аномалиями не зарегистрировано. Вместе с тем, зарегистрированы случаи гибели работников от иных природных явлений. Так, в 2022 году в результате удара молнии произошел групповой несчастный случай на производстве, при котором один работник погиб, а второй был тяжело травмирован.

В целом в организациях республики выстроена система работы по охране труда и профилактике производственного травматизма, что позволяет минимизировать риск несчастных случаев на производстве.

Основой обеспечения здоровых и безопасных условий труда в организациях является внедрение и функционирование систем управления охраной труда. В 2023 году системы управления охраной труда функционировали в 95 процентах организаций с численностью более 16 человек.

Для укомплектования организаций квалифицированными специалистами по охране труда продолжалась работа по переподготовке специалистов организаций на базе высшего образования по второй специальности «Охрана труда». По направлениям организаций в                               15 учреждениях образования, осуществляющих переподготовку специалистов по охране труда, в 2023 году завершили обучение                                   201 человек, продолжают обучение 332 человека.

Справочно. Начиная с 2004 года такую переподготовку прошли                               более 3 тыс.человек.

В целях обеспечения соблюдения требований законодательства об охране труда в 2023 году продолжалась работа по повышению уровня квалификации руководителей и специалистов организаций в области охраны труда. В учреждениях образования прошли повышение квалификации по вопросам охраны труда 38,5 тысяч работников организаций. Органами государственного управления с участием государственных инспекторов Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты (Департамент государственной инспекции труда) организована проверка знаний у более 49 тыс. руководителей, должностных лиц, членов комиссий для проверки знаний работников организаций по вопросам охраны труда.

Эффективной формой работы по профилактике производственного травматизма стало проведение во всех регионах республики таких мероприятий, как «Неделя нулевого травматизма». В течение 2023 года проведено 43 таких мероприятия на областном уровне, 227 – на районном (городском) и 162 мероприятия на отраслевом уровне.

Три региона (г. Калинковичи, Брагинский и Хотимский районы) не имели случаев производственного травматизма не только в период проведения Недели нулевого травматизма, но и в течение всего года.

Продолжена практика такой формы профилактической работы как комплексное проведение мероприятий в рамках года безопасного труда с участием органов государственного управления, профсоюзов и организаций республики. В 2023 году реализован План мероприятий по проведению года безопасного труда в промышленности, утвержденный Министром промышленности Республики Беларусь и Министром труда и социальной защиты Республики Беларусь. В результате в отчетном периоде в организациях, подчиненных Министерству промышленности, не зарегистрировано несчастных случаев со смертельным исходом, а общий травматизм сократился на 10 процентов.

Для оперативного оказания руководителям и специалистам организаций практической и методической помощи в обеспечении безопасности труда при организации и проведении работ в 2023 году продолжили свою работу 136 мобильных групп, созданных местными исполнительными и распорядительными органами. В отчетном периоде ими проведено 15,3 тыс. обследований (таблица 1), в ходе которых нанимателям рекомендовано устранить более 158 тыс. недостатков в обеспечении безопасности работающих.

Таблица 1

Сведения о деятельности мобильных групп в 2023 году

 

Удельный вес, %

проведенных обследований

выявленных  нарушений требований безопасности

Всего

100,0

100,0

в сельскохозяйственных организациях

34,8

35,4

в строительных организациях

16,5

17,9

в иных организациях

48,7

46,7

Кроме того, в период с июня по август 2023 года государственными инспекторами Департамента совместно с комитетами по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Мингорисполкома во взаимодействии с профсоюзами проведено 485 мониторингов за обеспечением безопасных условий труда при осуществлении деятельности студенческих отрядов. Для придания этой работе системного характера Департаментом государственной инспекции труда подготовлено и направлено заинтересованным информационное письмо от 23 мая 2023 г. № 02-07/426 «О соблюдении требований законодательства при организации деятельности студенческих отрядов».

В целях пропаганды передового опыта организации работы по охране труда в период с 21-22 сентября 2023 года в г. Могилеве проведена IX Республиканская научно-практическая конференция «Создание здоровых и безопасных условий труда. Профилактика производственного травматизма».

С целью привлечения внимания общественности к вопросам охраны труда продолжена работа по размещению соответствующей социальной рекламы в виде плакатов, баннеров и лент-растяжек, в том числе на транспортных средствах. Использовались и другие способы ее размещения, а именно путем трансляции роликов по охране труда по видеотерминалам общественного транспорта, телевидению, на электронно-информационных табло в местах массового пребывания граждан, а также в глобальной компьютерной сети Интернет.

По данным Департамента государственной инспекции труда в 2023 году в сравнении с 2022 годом в организациях республики отмечается:

рост общего числа травмированных на производстве с 1781 до                   1850 человек (на 3,9 процента);

снижение случаев гибели  с 132 до 117 человек (на 11,4 процента);

снижение количества потерпевших, находящихся в момент травмирования в состоянии алкогольного опьянения, с 81 до 55  (на 32,1 процента) и случаев гибели потерпевших с 22 до 9 (на 59,1 процента).

Наибольшее количество несчастных случаев на производстве, в том числе со смертельным исходом, произошло в организациях Минской области (таблица 2).

Таблица 2

Численность работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве (человек)

 

Всего

В % к 2022 г.

из них со смертельным исходом

В % к 2022г.

2022 г.

2023 г.

2022 г.

2023 г.

Республика Беларусь

1781

1850

103,9

132

117

88,6

Брестская

269

249

92,6

23

18

78,3

Витебская

220

205

93,2

14

13

92,9

Гомельская

201

197

98,0

18

18

100,0

Гродненская

205

233

113,7

13

13

100,0

г. Минск

302

296

98,0

23

18

78,3

Минская

342

368

107,6

24

22

91,7

Могилевская

242

302

124,8

17

15

88,2

Среди пострадавших на производстве в отчетном периоде 1374 мужчины (74,3 %) и 476 женщин (25,3 %), в 2022 году – соответственно 1330 (74,7 %) и 451 (25,3 %).

Из 117 работающих, погибших на производстве в 2023 году, 112 мужчин (95,7 %) и 5 женщин (4,3 %), в 2022 году – соответственно 121 (91,7 %) и 11 (8,3 %). В 2023 году в результате несчастных случаев на производстве пострадало 15 работающих в возрасте моложе 18 лет, один из которых погиб (в 2022 году соответственно – 7 и 2).

Коэффициент частоты производственного травматизма (численность потерпевших на производстве в расчете на 100 тысяч застрахованных по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) в 2023 году составил 50,3 (в 2022 году – 47,4), коэффициент частоты смертельного травмирования, снизился с 3,5  в 2022 году до 3,2 в 2023 году (таблица 3).

Таблица 3

Уровень производственного травматизма

в расчете на 100 тысяч застрахованных

 

Коэффициент частоты производственного травматизма общий

Коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом

2022 г.

2023 г.

2022 г.

2023 г.

Республика Беларусь

47,4

50,3

3,5

3,2

Брестская

56,1

52,6

4,8

3,8

Витебская

55,4

53,1

3,5

3,4

Гомельская

41,4

41,2

3,7

3,8

Гродненская

53,5

62,8

3,4

3,5

г. Минск

28,2

28,5

2,1

1,7

Минская

58,6

63,6

4,1

3,8

Могилевская

68,0

86,0

4,8

4,3

В 2023 году при эксплуатации объектов (выполнении работ), поднадзорных органам государственного специализированного надзора, общее количество работающих, получивших травмы на производстве, по сравнению с 2022 годом увеличилось на 7 человек, а число погибших уменьшилось на одного травмированного (таблица 4).

 

Таблица 4

Численность работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве при эксплуатации объектов (выполнении работ), поднадзорных органам государственного специализированного надзора

 

Всего

В % к 2022 г.

из них со смертельным исходом

В % к 2022 г.

2022 г.

2023 г.

2022 г.

2023 г.

Республика Беларусь

1781

1850

103,9

132

117

88,6

при эксплуатации объектов (выполнении работ), поднадзорных органам государственного специализированного надзора,

    в том числе:

246

253

102,8

44

43

97,7

в результате дорожно-транспортных происшествий

180

169

93,9

30

21

70,0

при выполнении строительных работ

13

13

100,0

4

3

75,0

при эксплуатации опасных и потенциально опасных производственных объектов

20

26

130,0

2

5

250,0

при эксплуатации электроустановок

19

27

142,1

3

8

26,7

от воздействия дыма, огня и пламени

13

14

107,7

5

4

80,0

при эксплуатации тракторов и сельскохозяйственной техники

1

4

400,0

-

2

-

               

Среди травмированных и погибших на производстве наибольшее количество составляют работающие, занятые в промышленности (таблица 5).

 

Таблица 5

Количество работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, по видам экономической деятельности (человек)

 

Всего / удельный вес от их общего количества, %

из них со смертельным исходом / удельный вес от их общего количества, %

2022 г.

2023 г.

2022 г.

2023 г.

Республика Беларусь

1781/100

1850/100

132/100

117/100

промышленность

539/30,3

595/32,2

26/19,7

24/20,5

растениеводство и животноводство, охота и предоставление услуг в этих областях

423/23,8

429/23,2

29/22,0

25/21,4

строительство

219/12,3

237/12,8

25/18,9

31/26,5

транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность

149/8,4

131/7,1

23/17,4

18/15,4

оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов

95/5,3

115/6,2

3/2,3

5/4,3

здравоохранение и социальные услуги

56/3,1

63/3,4

-

-

образование

44/2,5

34/1,8

2/1,5

1/0,9

лесоводство и лесозаготовки

41/2,3

33/1,8

4/3,0

3/2,7

снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом

40/2,2

48/2,6

4/3,0

6/5,1

водоснабжение, сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

19/1,1

21/1,1

4/3,0

1/0,9

прочие виды деятельности

156/8,7

141/7,6

12/9,2

3/2,7

При этом самые высокие коэффициенты частоты травмирования и гибели работающих в 2023 году, как и в 2022 году, отмечены в таких видах экономической деятельности как растениеводство и животноводство, охота и предоставление услуг в этих сферах, строительство, а также в промышленности (таблица 6).

 

Таблица 6

Уровень производственного травматизма по видам экономической деятельности (на 100 тысяч работников)

 

Коэффициент частоты производственного травматизма

общий

со смертельным исходом

2022 г.

2023 г.

2022 г.

2023 г.

Республика Беларусь

47,4

50,3

3,5

3,2

сельское, лесное и рыбное хозяйство

149,7

149,0

10,6

9,0

строительство

105,0

113,7

12,0

14,9

промышленность

59,2

65,4

2,9

2,6

водоснабжение, сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

53,2

58,8

11,2

2,8

транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность

60,0

52,8

9,3

7,3

снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом

42,4

50,9

4,2

6,4

оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов

20,4

24,7

0,6

1,1

здравоохранение и социальные услуги

17,2

19,4

-

-

образование

10,2

7,9

0,5

0,2

 

В 2023 году наибольший удельный вес среди травмированных и погибших на производстве, составили работающие организаций коммунальной формы собственности (таблица 7).

 

 

 

 

 

Таблица 7

Количество работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, по формам собственности

 

Всего / удельный вес от их общего количества, %

из них со смертельным исходом / удельный вес от их общего количества, %

2022 г.

2023 г.

2022 г.

2023 г.

Республика Беларусь

1781/100

1850/100

132/100

117/100

организации коммунальной формы собственности

712/40,0

747/40,4

46/34,8

49/41,9

организации частной формы собственности

563/31,6

626/33,8

54/40,9

43/36,8

организации республиканской формы собственности

506/28,4

477/25,8

32/24,3

25/21,3

Наибольший удельный вес среди пострадавших в 2023 году в результате несчастных случаев на производстве составили работающие в возрастном диапазоне «51 – 60 лет (включительно)» (таблица 8).

Таблица 8

Количество  пострадавших в результате несчастных случаев на производстве в зависимости от возраста

 

Всего / удельный вес от их общего количества, %

из них со смертельным исходом / от их общего количества, %

2022 г.

2023 г.

2022 г.

2023 г.

до 18 лет

7/0,4

15/0,8

2/1,5

1/0,9

с 18 до 30 лет (включительно)

342/19,2

339/18,3

16/12,1

20/17,1

с 31 до 40 лет (включительно)

347/19,5

403/21,8

23/17,4

22/18,8

с 41 до 50 лет (включительно)

425/23,9

405/21,9

34/25,8

19/16,2

с 51 до 60 лет (включительно)

485/27,2

529/28,6

35/26,5

41/35,0

старше 60 лет

175/9,8

159/8,6

22/16,7

14/12,0

Анализ показывает, что наиболее часто травмируются на производстве работники, имеющие стаж работы по профессии менее 5 лет, при этом каждый третий травмированный и погибший на момент травмирования  имел стаж работы по специальности менее одного года (таблица 9).

Таблица 9

Удельный вес погибших в результате несчастных случаев на производстве в зависимости от стажа работы по профессии

 

до 1 года

от 1 года до 3 лет

от 3 до 5 лет

от 5 до 10 лет

от 10 до 20 лет

свыше 20 лет

Всего травмированных

33,4

16,4

9,6

14,1

15,3

11,2

Всего до 5 лет: 59,4

в т.ч. погибших

31,0

7,0

15,5

9,9

22,5

14,1

Всего до 5 лет: 53,5

В 2023 году наибольшему риску травмирования и гибели на производстве подвергались работники следующих профессий: водители автомобилей, слесари, подсобные рабочие и животноводы (таблица 10).

Таблица 10

Основные профессии работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве в 2023 году

 

Всего

из них

погибших

Водитель автомобиля

161

27

Слесарь

124

5

Подсобный рабочий

104

6

Животновод

91

5

Тракторист

83

12

Электрогазосварщик

51

Оператор машинного доения

48

1

Электромонтер

40

4

Уборщик

38

2

Станочник деревообрабатывающих станков

35

Плотник (бетонщик)

25

3

Повар

19

Сторож

17

Вальщик леса

15

2

Штукатур

15

1

Каменщик

13

2

Полевод

13

1

Кладовщик

10

Дорожный рабочий

11

3

Мониторинг производственного травматизма показал, что основными факторами травмирования людей на производстве в 2023 году явились воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей, а также падение потерпевшего с высоты и во время передвижения. Удельный вес травмированных на производстве и погибших в 2023 и 2022 годах в организациях республики по основным видам происшествий приведен в таблице 11.

Таблица 11

Удельный вес происшествий, повлекших травмирование или гибель работников на производстве

 

Удельный вес от общего количества травмированных, %

Удельный вес от общего количества погибших, %

2022 г.

2023 г.

2022 г.

2023 г.

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей и тому подобное

27,5

27,6

21,2

16,2

падение потерпевшего во время передвижения

18,5

18,8

3,0

2,6

падение потерпевшего с высоты

11,4

9,5

15,9

17,9

дорожно-транспортное происшествие

10,8

9,4

23,5

17,9

падение, обрушение конструкций зданий и сооружений, обвалы предметов, материалов, грунта и тому подобное

7,5

7,2

14,4

10,3

повреждения в результате контакта с представителями флоры и фауны

5,6

5,4

0,8

1,7

воздействие экстремальных температур

1,6

3,1

2,6

воздействие вредных веществ

1,7

1,8

нанесение травмы другим лицом

2,5

2,2

1,5

0,9

поражение электрическим током

1,0

1,5

2,3

6,8

падение потерпевшего в колодцы, ямы, траншеи, емкости и тому подобное

1,1

0,6

2,3

0,9

взрыв

0,7

0,6

1,5

2,6

отравление

0,8

0,5

4,5

2,6

пожар

0,3

0,5

1,5

0,9

асфиксия

0,1

0,2

0,8

1,7

утопление

0,2

0,1

2,3

1,7

стихийные бедствия

0,3

0,1

1,5

0,9

прочие

8,4

10,9

3,0

11,8

Анализ завершенных расследований несчастных случаев на производстве свидетельствует, что большинство подобных происшествий в 2023 году обусловлено неисполнением работодателями и (или) самими работающими требований охраны труда, причем это характерно для организаций всех форм собственности (таблица 12).

 

Таблица 12

Удельный вес причин производственного травматизма

 

Травматизм на производстве

Исключи-тельно по вине работода-теля

Смешанная ответстве-нность работода-теля и потерпев-шего

Исключи-тельно по вине потерпе-вшего

Прочие

Республика Беларусь

общий

13,0

7,7

31,9

47,4

смертельный

27,5

15,9

31,9

24,7

организации республиканс-кой формы собственности

общий

7,3

8,0

38,1

46,6

смертельный

10,0

70,0

20,0

организации коммунальной формы собственности

общий

14,1

6,8

27,8

51,3

смертельный

32,3

19,4

29,0

19,3

организации частной формы собственности

общий

16,1

8,6

32,2

43,1

смертельный

32,1

14,3

21,4

32,2

При этом удельный вес несчастных случаев, происшедших из-за необеспечения работодателями (их должностными лицами) безопасных условий труда, продолжает оставаться значительным (таблица 13).

Таблица 13

Удельный вес работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, при наличии вины работодателя

 

Удельный вес от общего количества травмированных, %

Удельный вес от общего количества погибших, %

2022 г.

2023 г.

2022 г.

2023 г.

Республика Беларусь

23,5

23,2

47,7

41,9

Брестская

16,7

16,5

39,1

27,8

Витебская

18,6

19,0

35,7

30,8

Гомельская

25,4

21,8

55,6

50,0

Гродненская

19,0

19,7

38,5

53,8

г. Минск

23,8

25,7

34,8

38,9

Минская

32,7

31,8

58,3

40,9

Могилевская

24,0

22,5

70,6

53,3

 

Удельный вес несчастных случаев, происшедших из-за нарушения требований охраны труда должностными лицами и (или) работниками, по сравнению с 2022 годом снизился с 64,7 до 60,3 процента.

При этом возросло количество несчастных случаев, происшедших при отсутствии опасного и (или) вредного производственного фактора из-за неосторожности потерпевшего, с 424 в 2022 году до 463 в 2023 году. Удельный вес таких несчастных случаев в отчетном периоде составил 20,1 процента (в 2022 году – 18,3) (таблица 14).

Таблица 14

Удельный вес основных причины несчастных случаев, произошедших в 2023 году

Причина

Удельный вес от общего числа

причин

причин гибели

Со стороны потерпевших:

нарушение трудовой дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов по охране труда

25,6

15,9

нарушение правил дорожного движения

2,0

5,1

нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента

2,8

4,3

нахождение в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ

1,2

2,2

неприменение выданных средств индивидуальной защиты

1,6

1,4

Со стороны должностных лиц нанимателя:

невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда

10,0

14,5

неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест

3,6

5,1

допуск потерпевших к работе без обучения и проверки знаний               по вопросам охраны труда

3,4

6,5

допуск потерпевших к работе без проведения стажировки по вопросам охраны труда и (или) инструктажа по охране труда

3,4

7,2

необеспечение потерпевшего средствами индивидуальной защиты

1,1

3,6

неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории

0,5

0,7

отсутствие, некачественная разработка проектной документации на строительство, реконструкцию производственных объектов, сооружений, оборудования

0,8

1,4

 

Продолжение таблицы 14

эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств

0,9

2,2

нарушение требований проектной документации

0,6

0,7

конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность средств производства (машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств) по охране труда

0,2

-

Среди прочих причин:

личная неосторожность

20,1

2,9

нарушение требований по охране труда другими работниками

1,5

2,9

нарушение правил дорожного движения другим лицом

3,5

4,3

Значительным остается удельный вес причин, обусловленных действиями самих потерпевших, в частности нарушение ими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда, нахождение их в состоянии алкогольного опьянения.

Проблема появления работников на работе в состоянии алкогольного опьянения, распития спиртных напитков в рабочее время или по месту работы по-прежнему остается острой.

По данным Департамента государственной инспекции труда в 2023 году по сравнению с 2022 годом количество работающих, находившихся в момент травмирования в состоянии алкогольного опьянения, снизилось с 81 до 55 человек и составило 3 процента от общего числа травмированных на производстве (таблица 15). Среди погибших на производстве в 2023 году в указанном состоянии находилось 9 человек (7,7 процента от общего числа погибших на производстве), в 2022 году – 22 человека (16,7 процента).

Таблица 15

Количество работающих, травмированных на производстве, в состоянии алкогольного опьянения в 2023 году

 

Травматизм на производстве

Всего

в том числе

республиканской формы собственности

коммунальной формы собственности

частной формы собственности

Республика Беларусь

общий

55

7

34

14

смертельный

9

1

6

2

Брестская

общий

9

1

4

4

смертельный

-

-

-

-

Витебская

общий

7

2

5

-

смертельный

3

1

2

-

Гомельская

Общий

2

-

2

-

смертельный

1

-

1

-

Продолжение таблицы 15

 

Травматизм на производстве

Всего

в том числе

республиканской формы собственности

коммунальной формы собственности

частной формы собственности

Гродненская

общий

3

-

3

-

смертельный

-

-

-

-

г. Минск

общий

6

2

-

4

смертельный

1

-

-

1

Минская

общий

19

-

14

5

смертельный

3

-

2

1

Могилевская

общий

9

2

6

1

смертельный

2

-

2

-

 

По данным БРУСП «Белгосстрах» в 2023 году выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили свыше 179,6 млн. рублей (в 2022 году – 160 млн. рублей).

При этом около 90 процентов указанных выплат составляют ежемесячные страховые выплаты (таблица 16).

Таблица 16

Выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

 

Сумма,

тыс. рублей

Удельный вес от их общего количества, %

Всего, в том числе:

179 637,4

100,0

ежемесячные страховые выплаты

160 508,1

89,4

пособия по временной нетрудоспособности

6 807,8

3,8

оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию

6 416,2

3,6

единовременные страховые выплаты

2 764,8

1,5

возмещение Фонду социальной защиты населения расходов на выплату пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца

867,4

0,5

расходы на погребение

335,8

0,2

доплаты до среднемесячного заработка застрахованного, временно переведенного на более легкую нижеоплачиваемую работу

4,8

0,003

 

 

 

свернуть

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

ГУО «Физкультурно-спортивный центр детей и молодежи г.Новополоцка»

 

Администрация  и коллектив ГУО «Физкультурно-спортивный центр детей и молодежи г. Новополоцка»,заботясь о сохранении жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности, берут на себя обязательства:

 

  1. Выполнять требования действующего законодательства в области охраны труда, соблюдать требования нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области охраны труда.

 

  1. Обеспечивать безопасность при эксплуатации территории, зданий (помещений), сооружений, оборудования, а также эффективную эксплуатацию средств индивидуальной и коллективной защиты.

 

  1. Осуществлять подготовку (обучение), инструктаж, переподготовку, стажировку, повышение квалификации и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда.

 

  1. Вовлекать работающих в деятельность по охране труда, с целью понимания и осознания личной ответственности и принятия участия в системе управления охраной труда.

 

  1. Информировать работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, льготах и компенсациях по условиям труда.

 

  1. Разрабатывать и реализовывать мероприятия по снижению профессиональных рисков, анализировать их эффективность.

 

  1. Организовывать в соответствии с установленными нормами санитарно-бытовое обеспечение, медицинское и лечебно-профилактическое обслуживание работников.

 

  1. Выделять финансовые средства, оборудование и материалы для осуществления мероприятий, предусмотренных коллективным договором, планами:

- мероприятий по охране труда;

-по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

-по улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников.

 

  1. Осуществлять контроль за соблюдением требований охраны труда, принимать управленческие решения по совершенствованию созданной системы управления охраной труда на основе оценки ее функционирования, реализуя принцип постоянного улучшения.

 

 

свернуть